Молочная Гора

Источник: газета «На берегах Леи», №31 (март 2020 г.) — со ссылкой на газету «Родные истоки» (р.п.Кадом)

 


Про молочные реки и кисельные берега, вы, конечно, знаете из детских сказок, а если не знаете — значит, не те сказки читали. Но ещё не поздно, потому что «в сказке всегда есть намёк и добрым молодцам урок». Те, старые сказки, на самом деле, не чета нынешним…

Ну, ладно. Молочная Гора. Красивое название, да? Поэтическое. И совсем не сказочное, а вполне реальное. Реальное название одной татарской деревушки Кадомского района, которой давно уже нет. Да мало ли таких деревушек?! — скажете вы. И будете правы. Тысячи сёл и деревень исчезли с лица земли или находятся на грани исчезновения. Не только татарских. И памяти о них никакой не остаётся. Как будто и не было. Ни домов, ни школ, ни мечетей, ни людей. Но иногда найдётся человек, который, хоть и с грустью, но вспомнит о своей малой родине. И не просто вспомнит, но и поде́лится с другими. Пусть знают!

Данная статья появилось во многом благодаря уроженцу Молочной Горы — Ками́лю Умя́рьевичу Енгула́тову, его жене — Раисе Николаевне и библиотекарю Никитинской библиотеки Марине Николаевне Анашкиной. Написали они целую статью в районную газету «Родные истоки» [№ 7(36) за 2018 г.]. Нам её передал Дамир Линарович Фаткуллин, активист Сасовской НК-автономии татар, а ему — та самая Раиса Николаевна. За что им ЗУР РӘХМӘТ.

Статья та называется «История, были и легенды села Молочная гора» и начинается так: «Жила-была такая деревенька — Молочная Гора…».

В 1862 г. в деревне проживало 184 человека. В основном — татары. Была мечеть, прихожанами которой были и жители соседних, тоже татарских сёл (некоторые, увы, исчезли). Имамы были из рода Енгулатовых.

Были и мурзы. Например, Кудояровы. К этому роду принадлежит видный государственный деятель Кудоя́ров (Ходаяров) Галяутди́н Гайнутди́нович (1891-1966), между прочим, в 1924-1927 гг. — заместитель председателя Совнархоза ТатАССР, а с 1928 г. — председатель Союза Сельскохозяйственной кооперации, ректор Восточного педагогического института, нарком просвещения ТатАССР.

Нет данных, когда именно была основана деревня, но в Темниковских переписных книгах за 1719 г. есть запись о мурзах Соколовых, на тот момент уже проживавших в Молочной Горе.

Была татарская школа, была ветряная мельница (как у нас, помните?), был колхоз (с 1931 г.).

Подумаешь, колхоз! — скажете вы. Колхозы были везде. То-то и оно, что колхозы были везде, а вот колхоз с татарским названием в наших краях — это редкость. Понятное дело — Татарстан, но в Рязанской области…

В общем, настояли татары Молочной Горы и назвали колхоз «Яңга Турмыш». По-русски — «Новая жизнь», если кто не понял. В памяти осталось только имя первого председателя — Шамиль.

Название не оказалось пророческим и «новая жизнь» быстро закончилась. В 1950 г. колхоз присоединили к колхозу «Ленинский путь». «Жить стало лучше, жизнь стала веселее» и пошли они «ленинским путём», как, впрочем, и вся страна.

В годы Великой Отечественной Войны, как и всё население СССР, молочногорцы тоже активно принимали участие в битвах на фронтах и в работе в тылу. Есть и свои герои. Например, Дмитрий Андреевич Темляков. Ни много ни мало полный кавалер ордена Славы.

Интересная история (почти легенда) произошла в те военные годы. Её потом долго пересказывали, в начале — детям, потом — внукам.

Был среди сельчан свой лётчик — Николай Михайлович Кудояров, тогда ещё просто Николай или Колян, как его ещё называли. Летал на штурмовике и героически сражался с фашистами. Часть стояла в Дягилеве. (Вообще, в Рязанской области базировалось много лётных частей, откуда наши эскадрильи совершали свои боевые вылеты).

Как-то раз, возвращаясь с очередного задания, Николай понял, что пролетает недалеко от родного дома. И решил навестить родителей. Боевой самолёт низко пролетающий над домами испугал всех. Вдруг немцы? Приземлился в поле, недалеко от села. Вылез и начал махать шлемом. «Да это ж наш Колян прилетел!..» — узнали его односельчане. Сколько радости было…

Это была последняя встреча Николая Михайловича с родными. В 1945-м он разбился под Рязанью. Похоронен с почестями в Дягилеве. В память о Николае командир части прислал матери его парашют. Женщина из ткани пошила себе и родным одежду, а остальное в виде отрезов раздала соседям и друзьям.

И таких историй много.

Люди стали уезжать из сёл. Не минула чаша сия и Молочную Гору. Последней семьёй, покинувшей родную деревню, была большая семья Умя́ря Вали́евича и Ханифы́ Зайнетди́новны Енгула́товых (у них было шестеро детей).


Ханифя Зайнетдиновна и Умяр Валиевич Енгулатовы


Переехали в соседнее Никиткино, где по сей день проживают их сыновья Ринат Умярьевич и Камиль Умярьевич (тот самый).

Такая вот история.

Да, а почему всё-таки Молочная Гора?

На этот счёт тоже есть местная легенда. В деревне всегда было много живности. Излишки мяса, яиц и молока вывозили на продажу. Молоко собирали по дворам, наливали в специальные корчаги и на лошади везли на базар. Однажды молока собрали особенно много. Возница куда-то ненадолго отлучился, а лошадь чего-то испугалась… В названии деревни не зря слово «гора» присутствует. Она на самом деле на высоком холме расположена. Вот лошадь и понеслась под откос. Естественно, все корчаги и крынки повылетали, и молоко разлилось по всему склону. С тех пор гора и стала «молочной»…

Хочется ещё пару слов добавить. В наших краях татарских сёл становится всё меньше и меньше. Можно сказать, практически не осталось. Если взять карту хотя бы столетней давности, можно было бы со счёту сбиться, читая татарские названия. И отношения между ними всегда были тесными. Общались, женились, выходили замуж.
В Бастанове на слуху десяток фамилий. В основном — местных. Но среди девичьих есть не только бастановские. Невесты были отовсюду. Есть и молочногорские. Не знали?

Когда в Никиткине узнали о том, что мы будем про них писать, они попросили дописать следующее: «Наша любимая старшая сестра — Сименеева (Енгулатова!) Наймя Умярьевна — проживает в селе Бастаново с 1959 г. Вышла замуж за Сименеева Наима Мурзаевича; родили троих детей — Эльмиру, Эдуарда и Наримана. Наймя-апа работала не покладая рук на ферме: была дояркой, учетчицей, бригадиром. Награждалась грамотами и подарками за добросовестный труд. Ветеран труда. 4 февраля 2020 года ей исполнилось 82 года. Поздравьте ее с Днем рождения через вашу газету. Желаем ей здоровья и долголетия».

Так что связь между татарскими населенными пунктами всегда была, по крайней мере в прошлом, о чём говорят и фамилии, бытовавшие в Молочной Горе: Енгулатовы, Кожбахтеевы, Кудояровы, а также Сакаевы, Сименеевы, Енгалычевы…

И еще. «Молочная Гора» — всё-таки русское название. Немножко странно для татарской деревни. Вполне возможно, что есть и другое объяснение: было древнее татарское название, которое забылось, или же оно переиначилось. Как, например, название исчезнувшей деревни Собакино (Касимовский район). Казалось бы, всё понятно. Тем не менее, оказалось, что это видоизмененное татарское выражение «су бак», означающее «ищи воду». Деревня по-татарски так и называлась: Субак (на старых картах это хорошо читается).

А.Н.Барамыков

Фото в данной статье «Молочная Гора»: © газета «Родные истоки» (р.п.Кадом)

 


P.S. К сожалению, Наим Мурзаевич и Наймя Умярьевна Сименеевы ныне уже покойны.

 


<< Вернуться к разделу 2 живых историй