Масленица — Май чабу

Задумка темы по источнику: газета «На берегах Леи», №31 (март 2020 г.)

 


Один из любимых праздников в России — Масленица, отмечаемая в конце февраля —  в начале марта. В Бастанове её также отмечают силами сельского ДК. Как и положено, основным угощением бывают блины (символ солнца) и традиционный чай. Зиму проводят весело и задорно. Прощай, Зимушка-Зима. Здравствуй, Весна-Красна!

2020-й год. Перед Бастановским СДК: Тимур Халитович Канеев, Разия Камиловна Канеева, Надежда Ивановна Симашова, Исмаил Аминович Канеев


Кстати, Масленицу — этот древний восточнославянский праздник — отмечают и татары-кря́шены (этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар — татары-христиане или, как они себя сами называют — кряшены).

Масленицу они называют по-татарски: Май чабу. Согласитесь: неожиданное словосочетание для нас, для татар-мусульман. Не так знакомо, как называют кряшены христианские праздники на татарском языке: Питрау (Петро́в день или точнее — День Петра́ и Па́вла; а уж полное название: День святы́х, сла́вных и всехва́льных первоверхо́вных апо́столов Петра́ и Па́вла — христианский праздник в честь святых апостолов Петра и Павла — заимствуем по Википедии), Раштуа́ (Рождество́ Христо́во — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии) или Изге Тройсын (Пятидеся́тница, Неде́ля Святой Пятидеся́тницы, в русской традиции: чаще День Свято́й Тро́ицы, Троицын день, иногда Духов день). Кроме этого, есть: Элҗен көне, шулай ук Элҗен көн, Изге п-р Ильяс (ИЛҖӘ) көне (Ильин день, День Святого пророка Ильи), Хач ману [Креще́нские купа́ния — народная традиция, существующая в России, Белоруссии, на Украине и в некоторых других странах, связанная с купанием в проруби (иордани) или в открытых водоёмах на праздник Крещения Господня (Богоявления) 6 (19) января], Покрау (праздник Покрова Пресвятой Богородицы) и другие. Отдельно можно рассматривать Чумылдыру (крещение, т.е. все процедуры вместе во время крещения — как бы обращения в христианство). Кряшены, как христиане, празднуют и Пасху (Олы көн), и Семик. Среди языческих праздников широко отмечают Нардуган, как, впрочем, многие группы татар-мишар. Впрочем, Семи́к (Русалчин Велик день, Троица умерших) — восточнославянский праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы. Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных» покойников, предшествующий поминовению предков в троицкую субботу) — также трудновато напрямую связывать с христианством. За возможные ошибки извиняемся перед кряшенами.

[Много своеобразия в праздновании христианских и нехристианских праздников у чувашей (см. http://nasledie.nbchr.ru/nasledie/obychai/obrjady/), названия такие: Раштав (Сурхури), Мӑнкун (Пасха), Çăварни (Масленица), Нартукан (Нартăван, т.е. Нардуган); Кăшарни (Кĕрещенкке); Киремет карти; Сĕрен; Мăнкун; Çимĕк и другие. Çимĕк — летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. Соответствует христианской троице, именуемой русскими также семик, так как на Руси этот праздник отмечался в четверг седьмой недели после пасхи. Чувашское çимĕк восходит к этому русскому слову. Сĕрен— весенний праздник низовых чувашей, посвященный изгнанию из селения злых духов. И само название праздника означает «изгнание». Сĕрен проводился накануне Великого дня (Мăнкун), а местами также перед летними поминками усопших предков — накануне çимĕк. Молодежь ходила группами по деревне с рябиновыми прутьями и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь, одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «сĕрен!». Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами. В конце ХIХ в. эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли. Мăнкун — праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Название мăнкун переводится как «великий день». Примечательно, что первый день весеннего нового года язычествующие восточнославянские племена также называли Велик День. После распространения христианства чувашский мăнкун совпал с христианской пасхой. Киремет карти — «киреметище», место совершения общественных жертвоприношений и молений. Как и многие термины древнечувашской религиозной и мифологической сферы, слово «киремет» имеет несколько значений. Это и божество, брат всевышнего бога Турă, и глава злых сил, и место жертвоприношения и т. д. Различные значения слова киремет показывают динамику развития представлений об этом божестве языческого пантеона.

По окончании весенних полевых работ проводился праздник По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухату (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые—сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями (свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухату (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями].

Никак не согласимся с толкованием слова «Сабантуй» как «праздника плуга». Есть на то совсем другое мнение, которое мы уважаем и принимаем — см. https://razzaq.livejournal.com/1888.html.

Собрал по мере возможностей: Н.К.Гарипов

 


 

<< В раздел «Лингво-культурологические этюды»