Татарские деревни Кадомского района

Источник: Материалы информационно-познавательного форума «Духовное наследие сасовских (цненских) татар». – Рязань: ИП Жуков В.Ю., 2019. – 108 с.: ил. ISBN 978-5-904308-39-1) // СС. 8, 13.

Татар в Ермишинском и Кадомском районе осталось сейчас немного. Кроме крупнейшего татарского села области — Азеево, малое их число есть в деревнях Иванково, Караулово (ныне нежилой н.п.) — в Ермишинском, и в Кадомском: Молочная гора, Чернышово, Богданово (нежилые н.п.) и Верки — все эти сёла входили в Темниковский уезд Тамбовской губернии. Немногочисленные татары, жившие в исчезнувшей деревне Молочная гора, переселились в соседнее русское село Никиткино Кадомского же района. Село Торопово Ермишинского района обрусело в советское время (94% из 332 жителей во время переписи 2002 г. записались русскими).

Верки (Верьки, тат. ВӘРӘКИ), к 1866 г.: сельцо, казённое, при р.Мокша; 39 дв., 344 жит.; мечеть. Был мектеб. К 1914 г. проживало 513 чел.; в 1983 — 40. [Среди местных жителей было распространено пчеловодство (в 1880-е гг. в небольшой деревне имелось 20 колод пчёл — см. https://realnoevremya.ru/articles/202984-teni-kasimovskogo-hanstva—kniga-o-zhizni-tatar-ryazanschiny)]. В настоящее же время крайне малочисленная: в 2010 г. жило всего 9 чел.

Иванково, к 1866 г.: деревня, казённая, при речке Еремша. 32 дв., 210 жит.; мечеть, мельница. Ныне река Еремша именуются Ермишь, как и райцентр — п.Ермишь. В XVI в. село именовалось Иманкулы, и оно было велико, располагаясь на территории бывших там в 1860-1869 гг. деревень Кожбухтино, Князь-Ивановка и около и на территории деревень Бедишево, Малахово, Турмадеево. В начале XVII в. в связи с русификацией село Иманкулы переименовали в Иванково. [По информации авторов книги «Тени Касимовского ханства» — Р.В.Абянова и М.А.Сафарова — см. https://realnoevremya.ru/articles/202984-teni-kasimovskogo-hanstva—kniga-o-zhizni-tatar-ryazanschiny — из д.Иванково происходила семья татарских купцов Кашаевых. Многие из них уже в конце XIX — начале XX вв. жили в Москве, занимались переработкой и продажей меха, владели домами, но сохраняли связи с родиной. К их числу относится купец-меховщик Мухаммед-Амин Кашаев, известный среди мусульман дореволюционной Москвы: в 1913 г. он отмечался в источниках в качестве попечителя Московской Соборной мечети. В самом Иванкове действовала мечеть и мектеб (в памяти сельчан сохранились имена местных имамов: хазратов Шарипа и Шакира). В начале XX в. в Иванкове располагались торговые склады, конный завод рысистых лошадей, принадлежавший семье Кашаевых]. Численность населения: 1982 г. — 160 чел., 2011 г. — 102 чел. Население смешанное русско-татарское. Сохранилось мусульманское кладбище (фактически оставшееся в лесу).

Напоследок о некоторых ныне нежилых татарских населенных пунктах.

Богданово (территория ныне в Кадомском районе), к 1866 г.: сельцо, казённое и владельческое, при речке Тенконте. 29 дв., 429 жит. (получается, что в среднем 14 человек на семью — довольно много). Известна история 1930-х гг. с Ширинскими из Богданово (Азизёй Рахимовной и тремя её братьями). Она, учительница татарской школы, написала И.В.Сталину, о притеснениях властей, но в итоге все четверо были расстреляны в 1932 г. по приговору «тройки» ОГПУ.

Чернышово (Чернышов починок), к 1866 г.: деревня, казённая, при колодцах; 15 дв., 121 жит. (в 1760-е гг. проживало 24 татарина в 7 дворах). До постройки Соборной мечети мурзами — братьями Каюмом и Шарифом Бахтиозиными в 1908 г. (остов мечети  и минарет из красного кирпича сохранились до настоящего времени) население относилось к приходу мечети д.Иванково. Территория бывшей деревни Чернышово находится в Кадомском районе.

Караулово (раньше называлось Карауловка), к 1866 г.: деревня, казённая и владельческая; 26 дв., 253 жит. От деревни осталось только урочище (в Ермишинском районе) под тем же названием. Название, скорее всего, от татарского «кара авыл» — тёмная деревня.

Об уже исчезнувшей деревне Молочная Гора — читайте на http://muhtariat.ru/tatary/zhivyie-istorii/molochnaya-gora/.