Воспоминания бастановской учительницы (второй рассказ Р.И.Трухиной)
Источник: газета «На берегах Леи», №30 (февраль 2020 г.)
Рассказ Раисы Ивановны Трухиной (1937-2018),
преподававшей в начале 1960-х годов в Бастановской школе
В гостях у «зеков»
…Это было зимой 1962 года. Мы с бастановскими школьниками часто ходили на лыжные прогулки вокруг села. С разрешения тогдашнего директора школы Л.П.Янина, в тот раз поехали в сторону п. Сенцово. Леонид Павлович почему-то предупредил: «Смотрите, куда не втюхайтесь…». Оказалось, как в воду глядел…
За сенцовским лесом повернули в сторону Абдулинского посёлка и остановились над крутым спуском. Все были в прекрасном настроении, и я, молодая учительница, немного авантюрно спросила у ребят: «Ну что, совершим горнолыжный спуск?». А мальчикам идея понравилась: «А как же, Раиса Ивановна, поехали!». Спуск был долгий, довольно рискованный, по извилистой траектории, кто-то поехал вперед, кто-то подотстал, но в итоге мы и сами не заметили, как заехали в некую огороженную территорию (со стороны крутого обрыва забора не было). Смотрим: стоят несколько больших зимних палаток и возле них… молодые красавцы с вытаращенными на нас глазами!
Позже мы поняли, что это был лагерь заключенных-поселенцев; в нём содержались диссиденты, по всей видимости, осужденные по политическим статьям — все знают, что в советское время были такие статьи в Уголовном кодексе СССР. Ну вот: встречающие нас люди, почти все молодые, сразу начали спрашивать: «Вы откуда?!». Появился и их начальник: «Вы кто?». Мы говорим: «С бастановской школы, катались на лыжах, случайно к вам попали…». Они пригласили всех в палатку на чай, и мы робко, но зашли. Нас не только угостили чаем, даже накормили. Надо сказать: в глаза сразу бросилось то, что эти поселенцы были люди очень интеллигентные и культурные, еще и образованные. Школьникам было крайне интересно послушать увлекательные рассказы «хозяев» про Ленинград (как оказалось, многие в палатке были именно оттуда), про Москву, вообще о жизни в целом…
(фото — исключительно для иллюстрации; источник: https://www.kp.ru/daily/28341.5/4487431/)
Увы, за разговорами мы совсем забыли про время. Это же была зима, стемнело быстро. Что делать? Поселенцы нас проводили другим, более пологим путем наверх, и мы, наконец, двинулись в сторону Бастанова. На душе было тревожно. И не зря. В селе нас потеряли, очень беспокоились. Возле школы (теперь это — дом Владимира Серазеевича и Найли Аминовны Искиндировых — прим. ред.) уже собрались учителя во главе с Леонидом Павловичем. Увидев его, и не доехав до него метров пять, мы все, виноватые, встали как вкопанные. «Где были?» Мы мялись, но объяснили, где оказались. Янин, помолчав, строго сказал: «Чтобы никому не рассказывали об этом…».
Но в деревне разве что скроешь? — ещё долго по Бастанову ходили рассказы и байки про тот «визит к зекам». А учительница начальных классов Фатыйма Ахмедовна Купан потом удивлялась, как же Леонид Павлович, строгий директор, совсем не наказал Андронову и ребят, ходивших в тот поход. Часто и за более мелкие прегрешения Янин наказывал строже. Но тут, видимо, был другой случай — с политическим подтекстом, а директор был человек подкованный. Он знал, что урок, преподнесённый самой жизнью, гораздо ценнее сухих книжных знаний…
Р.И.Трухина-Андронова
Дополнительно об этих зеках-«студентах» можно прочитать в повести Биркина Вячеслава Васильевича «В сасовских каменоломнях» — https://proza.ru/2016/08/05/1367.