Одна бастановская фамилия… или Поездка в Барамыково

Автор: А.Н.Барамыков, редактор газеты «На берегах Леи» (с.Бастаново)

В сентябре 2019 г. редакция газеты совершила небольшую, если позволите такое слово — «экспедицию».

Но вначале — небольшое отступление.

Примерно в 1996 году я был на курсах повышения квалификации в Москве, где познакомился с Юрием Викторовичем Варнаковым — заведующим Касимовского кожвендиспансера.

Услышав мою фамилию — Барамыков, он спросил: «Не из Касимовского района ли я?». Оказалось, что недалеко от Касимова расположена небольшая деревушка Барамыково. Удивился я тогда, конечно, и подумал, что когда-нибудь, может статься, я посещу эти места. В Касимове я был не раз, но как-то не удосужился сделать это. С тех пор прошло много лет, но мысль о том, что где-то есть место, которое связано с моей фамилией нет-нет, да и всплывала в моей памяти.

В последнее время я почему-то чаще стал вспоминать об этом, и мы с моим родственником Нургаязом планировали поездку в Барамыково летом того же года.

Наша фамилия на самом деле очень древняя. Осознал я это в 2015 году, когда мы праздновали 500-летие Бастанова. Тогда на Сабантуй приехало много гостей, можно сказать, «со всего света». В том числе, и из Ташкента: родственник моей мамы — Енилеев Исмаил Хакимович.

Несмотря на возраст, а ему тогда было 83 года, Исмаил Хакимович был полон сил и энергии. Он уже много лет посвятил себя изучению своих «корней». В том числе и наших. И привёз с собой составленную им нашу родословную по маминой линии. В своих поисках Исмаил-абзый /уважительное обращение к старшим муж. — тат./ дошёл до Барамыкова Смоляна (Смальяна?), который родился предположительно в 1610 году! В переписи села Бастаново от 1710 г., значится один из сыновей Смоляна — Булат Барамыков (1662 года рождения). Предположительно, с него и идёт «ветка» бастановских Барамыковых.

В свою очередь, нашей родословной занимался и Нургаяз Гарипов. Наш зять. Муж моей двоюродной сестры.

Он шёл параллельно изысканиям Исмаила Хакимовича и объединил обе работы в одну.

Но, как выяснилось, есть ещё третий исследователь. Вернее, их двое: Барамыковы Рустам Ахметжанович и его сын Марат Рустамович (проживающий в Москве).

Сам Рустам Ахметжанович с 1999 года проживает в селе Царицыно Касимовского района. В 2004 году он первый раз приезжал в Бастаново и был гостях у моих родителей. Искал Барамыковых.

Долгое время они с сыном собирали по архивам материалы о нашей фамилии. Опять же — по своей ветви. К сожалению, я с ними тогда не встретился.

А познакомились мы 20 июля этого года, когда Рустам-абзый вновь приехал в Бастаново.

И опять в поисках уточнений для родословной, которую они с сыном восстанавливают уже более 15 лет.

Поговорили, выяснили точки соприкосновения. Родня мы всё же!

Договорились общаться и обмениваться новой информацией.

А ещё поговорили о том самом селе. Барамыково. Оказалось, что Рустам-абзый и Марат были там. Тем более, что Царицыно и Барамыково находятся недалеко друг от друга. Их разделяет лес.

Теперь уже не оставалось никаких сомнений, что в Барамыково нужно ехать.

4 сентября мы с Нургаязом поехали искать наше Барамыково.

В начале мы заехали к Рустаму Ахметжановичу в Царицыно.

Рустам Ахметжанович и Адиль Наилевич Барамыковы

Рустам Ахметжанович и Адиль Наилевич Барамыковы

Интересным собеседником оказался наш новый родственник. Много читал и читает. В доме большая библиотека, подшивки журналов. Посидели, попили чай, пообщались. Внесли некоторые корректировки в нашу, теперь уже общую родословную.

Определились по вопросам, которые ещё предстоит изучать. Хотя, возможно, что-то так и останется тайной. Жизнь покажет.

Пересмотрели их семейный альбом. Среди прочих старых фотографий есть дореволюционные снимки.

Выходец из Бастанова, дед Рустама-абзый — Файзулла Хайбуллаевич Барамыков уехал в Крым где-то в 1907-08 гг. Занимался разведением лошадей и частным извозом. Семейные фотографии (есть снимки аж 1920-х годов), семейные истории, которых у Рустама-абзый очень много…, время пролетело незаметно и мы стали собираться в Барамыково. Захотел с нами прокатнуться и Рустам-ака́ (самаркандец поймет).

Кстати, у Царицыно, где он проживает и которое когда-то тоже было татарским селом, есть и татарское название (что не удивительно) — Бие́м-сала́ (в переводе с татарского — «деревня свекрови»).

село Барамыково

Если судить по старинным кирпичным особнякам, многие из которых до сих пор в отличном состоянии, люди здесь проживали зажиточные. Запомнился стиль строений. Своеобразный.

До Барамыкова мы добрались без приключений, за исключением того, что не нашли указателя. Как выяснилось, указатель на Барамыково есть, просто мы до него не доехали и заехали в деревню по другой дороге.

Краем небольшого озера, мы въехали в конечную точку нашего маршрута.

Небольшая деревушка, домов в 20-25, расположилась на краю соснового бора.
Старые деревянные домики вперемешку с обновлёнными и новыми домами. Одна улица.

Остановились у первого дома и всё ещё не на 100% уверенные, правильно ли мы приехали, спросили у двух сельчан — отца и сына, Барамыково ли это?

— Да, Барамыково.

Поговорили немного. То, что это когда-то была татарская деревня, все знают. Но татары здесь уже давно не живут.

Барамыково на карте Касимовского уезда XIX в.

— А есть ли что-то, напоминающее об этом? Мечеть, кладбище?

— Старый дом, почти в конце улице, это — бывшая мечеть. А кладбище вы не найдёте. Хотя… Во-о-он, на том углу леса, есть одна могилка. Там и было татарское кладбище.

Машину решили поставить за их домом и до кладбища пойти пешком. Я на своей туда бы не доехал.

Только вышли из машины, нас окликнули.

Вышла жена хозяина дома. Спросила, что ищем.

Узнав о цели нашей поездки и услышав, что мы Барамыковы, она заулыбалась и рассказала, что деревня эта на самом деле древняя и она тоже как-то коснулась её истории.

Валентина Васильевна сейчас на пенсии, а раньше работала в районной администрации. Проживают они в Касимове, в Барамыкове у них дача.

Ну вот. Совсем недавно ей пришлось поучаствовать в исправлении одной исторической ошибки.

В «Списках населенных мест Российской империи», а именно в «Списках населенных мест Рязанской губернии» (СПб., 1862. — Т.35 // С.61) название деревни указано как Барамыково.

И вплоть до 1900 года она так и именовалась: Барамыково Татарской волости Касимовского уезда.

И в сборнике «Населённые места Рязанcкой губернии» от 1906 г. деревня фигурирует как «Барамыково».

Но почему-то, начиная с 1970 г., она начинает писаться как «Баромыково». Под таким же названием она была зафиксирована и в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований ОК 33-2005 (с изменениями 2012 г.).

Несмотря на это, название не прижилось, и деревню всё время называли именно Барамыково.

Жители деревни неоднократно обращались к властям с просьбой восстановить историческое название.

А наша собеседница не поленилась и нашла в Касимовском краеведческом музее карту XVII века, где деревня указана как Барамыково.

22 апреля 2013 г. на заседании Рязанской областной Думы было принято решение о поддержке инициативы жителей Барамыково. И Постановлением Рязанской областной Думы от 26.06.2013 г. № 234-V и далее Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2014 г. № 25 «О переименовании географического объекта в Рязанской области», деревне Барамыково вернули её историческое название.

А карту эту, вернее, её копию Валентина Васильевна Егерева обещала передать Рустаму Ахметжановичу, как только закончится дачный сезон.

Подсказала она нам и более короткую дорогу до той могилки.

Место это мы нашли с трудом. На краю леса, за кустами. Мы не сразу её приметили.

Аккуратная, ухоженная, но очень одинокая. А вокруг — едва узнаваемые холмики. И то, если знаешь, что искать.

 

Татарское кладбище. Зират. Синяя металлическая оградка, камень с полумесяцем.

Похоронена некто Канчурина Адиля Умаровна (1927-1988). Фамилия ее, скорее всего, от мужа; девичью не знаем.

Про неё нам тоже рассказали историю. Она не жила в Барамыкове. Разве что в детстве или отрочестве. А жила она в Краснодарском крае. И когда умирала, завещала детям похоронить себя на исторической родине. С тех пор дети каждый год приезжают на её могилу.

В Барамыкове давно уже не хоронили татар. Если бы не эта могилка, никто бы вообще никогда не догадался, что там захоронены наши предки.

Со слов жителей, раньше там нет-нет да попадались могильные камни. Возможно, со временем их поглотила земля, возможно, часть из них превратилась в прах, а, возможно, что-то прибрали люди. Всё бывает.

Как бы там ни было, именно благодаря этой одинокой могилке — своеобразному «маячку» — мы смогли, а другие, быть может, смогут найти место захоронения нескольких поколений этой, некогда татарской деревушки. Ин ша`а Ллаh.

Получается, не зря Адиля Умаровна оставила своё завещание. Кто знает, возможно таково было её предназначение…

Урыны́ жәннәттә́, рухы́ тыны́ч булсы́н.

Присели, почитали ду`а за всех, кто захоронен в этом месте.

В целом мы сделали всё, что планировали.

Вышли из леса и в тенёчке перекусили. Время уже было далеко за полдень.

По данным легендарного касимовского краеведа Ахмеда Муртазиновича Ишимбаева (1906-1998), эта мечеть была построена примерно в 1914 г. (кстати, как и в г.Елатьме — тогда в уездном центре). До этого жители д.Барамыково относились к умме мечети с.Подлипки (Шырын).

Проехали по деревне. Остановились у старенького деревянного домика, который раньше был мечетью.

О том, что это здание было построено татарами, напоминал только своеобразный навес над входом.

Увидев, что мы фотографируем, к нам из соседнего дома вышла женщина.

И она тоже была очень благодушно к нам настроена. Вообще, все, кого мы встретили в этот день, отнеслись к нам с пониманием и добротой.

Живёт в Москве. Здесь родилась. Приезжает летом на дачу. Помнит, что когда-то училась с татарскими детьми.

Кстати, ту школу тоже обжили. А здание тоже древнее. Говорят, что там когда-то была чисто татарская школа.

В деревне есть газ. Несмотря на то, что постоянно проживают только в трёх домах. Было бы два дома — газ бы не провели. Таков закон.

Экспедиция «Бастаново-Царицыно-Барамыково» в полном составе на дороге Касимов-Меленки

Газ есть, вода есть, место красивое, город рядом (в 6 км)… Возможно, Барамыково не уйдёт в небытие. И возможно, мы когда-нибудь вновь посетим эти места.

Конечно, Барамыково не является местом, где появились первые носители фамилии. Они туда пришли и дали ему своё имя. Очередной надел, которым владели и где проживали некоторые представители этого рода. А вообще, времена были сложные. Как и в других татарских родах, часть потомков Барамыка приняла христианство. Те же, кто воспротивился смене вероисповедания, селились в отдалённых местах. Таких, как Бастаново, например. Не зря же в нашем селе об этом передаются легенды.

Наша фамилия вовсе не уникальна. Любой род имеет свою историю. Возможно, вы даже не представляете, насколько интересную.

Нужно только «копнуть».


 

Что было в начале? Курица или яйцо?

Вот и мы задумались: что было вначале — село Барамыково или фамилия Барамыковы?

Однозначно — фамилия.

Имя Барамык — а предполагается, что фамилия произошла от этого имени (а возможно, прозвища) — встречается в очень ранних исторических документах. Скорее всего, деревню эту основал или он сам, или его потомки. По мнению наших исследователей, деревня основана где-то в середине XV века, на территории уже существовавшего Касимовского ханства.

Непростым человеком был этот Барамык.

Этот рисунок с сайта DocPlayer здесь приведен не более чем для оформления страницы

В Скарбовой книге Метрики Литовской за 1502-1509 гг. он упоминается в качестве старшего царского посла делегации от крымского царя (хана) Менгли-Гирея к Великому князю Литовскому и королю Польскому Сигизмунду I: «…От царицы старшое посол Барамык, от царицы ку королю его милости принес куфтерь зеленую, а от себе посол дал камку бурку — шолк черленый, а рудожолтый, а голубый; ино ему дано шуба кунья одамашкою рудожолтою крыта с пугвицами серебряными позолочиваными, две сукне лунских, сукно колтрышское, а петнадцать коп грошей, — десять коп дано шырокими грошми, а пенязми тры копы..(Источник: Литовские упоминки татарским ордам. Скарбовая книга Метрики Литовской 1502-1509 гг. — Симферополь, 1898. // Листы 62-63 [раздел «У Вилни сентебра четвертого дня индикта одинадцатого (1507 год)»] — см. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Litva/XVI/1500-1520/Skarb_kniga/text.phtml).

Подарки, верительные грамоты… Среди прочего, указан еще и «бедевей гнед» (гнедой скакун; в старобелорусском лексиконе: «бедевей (бадавея) — верхавы конь, рысак»). Всё перечисляется очень подробно. Были подарки и непосредственно от царицы Нурсултан. Не слышали это имя?

Интересная была женщина. Умная, мудрая, достойная (о ней читайте здесь чуть ниже).

Так вот, наш Барамык был её приближённым. Ещё с юных лет, он всюду сопровождал будущую царицу Казанского и Крымского ханств.

В начале из Ногайского княжества в Казань, где она в возрасте 15 лет стала женой казанского хана Халиля, позже — в паломничестве в Мекку, а затем — из Казани в Крым, где она стала крымской царицей.

Проведенный недавно анализ ДНК-гаплогрупп нескольких представителей фамилии Барамыковых, показал, что их предок по мужской линии — скорее всего, выходец из Ногайской Орды. Наш Барамык тоже из Ногайского княжества, откуда он прибыл с 15-летней Нурсултан в Казань. С большой долей вероятности, можно утверждать, что он и есть родоначальник всех Барамыковых.

Затем фамилия Барамыков (уже фамилия!) всплывает в 1630 году. В реестре работников Посольского приказа.

Посольский приказ — центральное правительственное учреждение (приказ) в России в 1549-1720 гг. В 1689 году он включал 53 подьячих, 22 переводчика и 17 толмачей.
Одним из толмачей был «касимовский служилый татарин Ахмамет Ахманаев сын Барамыков». Он участвует в дипломатических взаимоотношениях московского царя и крымского хана.

Слово «служилый» нам уже знакомо. Большинство бастановских фамилий — из служилых. Служилые люди в России XIV-XVIII вв. — общее название лиц, обязанных нести военную или административную службу в пользу государства. Бастановцы, в основном, были людьми военными. Некоторые из них были мурзами. Мурза — это высший слой татарского дворянства. В России титул мурзы считался эквивалентом графского. Мурзами были многие известные личности России. Например, русский писатель Александр Иванович Куприн…


 

Царица Нурсултан

В истории немало примеров сильных и умных женщин, которые внесли свой неоценимый вклад в ее развитие. Несомненно, одной из них является Нурсултан (1451-1519), дочь бека Тимура из ордынского рода Мангыт, Казанская и Крымская царица.

Конец XV — начало XVI века. Распад Золотой Орды. Между Казанским ханством, Великим княжеством Московским и Крымским ханством сложились мирные, но довольно сложные отношения. И этот шаткий, но всё же мир — заслуга именно Нурсултан.

Княжна из знатного ногайского рода, она в пятнадцатилетнем возрасте, была отдана в жёны казанскому хану Халилю. Спустя год муж погиб, и ханом Казани стал Ибрагим, брат Халиля.

Согласно древним традициям, Ибрагим взял в жёны и Нурсултан (выйти замуж за брата своего умершего мужа, у многих народов, считалось целесообразным в интересах воспитания сирот и сохранения имущественного единства рода, фамилии).

Несмотря на то, что у Ибрагима уже было две жены, со временем юная, но мудрая и образованная Нурсултан стала главной из них.

Именно при Нурсултан политический курс государства на конфронтацию с соседями изменился в сторону мира.

В подтверждение этому имеется довольно большой архив её переписки с правителями соседних государств, в том числе и с Великим князем Московским Иваном III.

От Ибрагима у неё родилось трое детей: два сына и дочь. Через 12 лет Ибрагим умер и на престол взошёл его старший сын (от первой жены) Ильхам. Нурсултан с детьми изгоняют.

Опасаясь за своего сына Мухаммед-Эмина (потенциального наследника), Нурсултан отправляет его ко двору Ивана III, который обещает со временем поддержать принца в борьбе за Казанский престол (что и произошло через пять лет).

А до того времени Иоанн Васильевич отдал Мухаммеду-Эмину на содержание город Каширу.

Нурсултан же, с двумя другими детьми, отправилась в Крымское ханство к отцу и братьям, занимавшим высокие посты при хане Менгли-Гирее I.

Вскоре она вышла за него замуж и, таким образом, вновь стала первой женщиной, теперь уже Крымского ханства.

В 1494 году Нурсултан, в сопровождении брата, совершает паломничество в Мекку. Возвратившись из путешествия, Нурсултан отправила в подарок Ивану III коня, на котором совершила паломничество.

С 1502 года между Московским княжеством и Крымским ханством вновь началась конфронтация. На этом фоне произошло одно знаковое событие. Как-то сын Нурсултан — Абдул-Латиф — отправился в Казань к старшему брату Мухаммеду-Эмину, который, как и обещал его московский покровитель, стал ханом.

Обманным способом князь Иван III заманил его в Московию, дабы «погостить в его княжестве». Пригласил, но не выпустил, а оставил в своём княжестве, дав в управление Ярославль. Так Абдул-Латиф стал заложником и гарантом спокойной жизни для Москвы.

Вновь началась переписка Нурсултан с князем. На этот раз были затронуты и её материнские чувства. В конце концов она сама направилась в Москву. Не зря Иван III сделал ставку на мудрую женщину. Вскоре Нурсултан отправилась в Казань. Целый год она занималась переговорами. В итоге: между тремя государствами были заключены мирные договора.

Наконец, Нурсултан вернулась в Крым. Через некоторое время умер и третий её муж — Менгли-Гирей. Ханом стал его старший сын. А через четыре года умерла и Нурсултан. Остаток жизни она прожила при дворе, пользуясь заслуженным почётом и уважением.

В крымских посольских книгах ее называли не иначе как «большая царица». Чего стоило одно только её решение устроить династический брак старшей дочери Менгли-Гирея — Айше и османского принца Селима (в будущем принц стал султаном Османской империи, а Айше — матерью султана Сулеймана Великолепного).
Все её сыновья в последующем стали ханами.

Дети от Ибрагима — Мухамед-Эмин и Абдул-Латиф, каждый в своё время, были правителями Казанского ханства.

Сыновья от Менгли-Гирея I — Мухаммед-Гирей I в последующем стал крымским ханом, а Сахиб-Гирей — казанским.

Нет ничего вечного на земле. Вскоре на московском престоле воцарился Иван IV, которого прозвали Грозным. И «вечному миру», заключённому между Казанью и Москвой, пришёл конец. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

 

 


<< К разделу "Рассказы из жизни"