Из неопубликованного в газете

В силу разных причин иногда некоторые с виду готовые материалы в итоге не попадают в окончательную (бумажную) версию номера. Но с точки зрения информативности они нередко представляют некоторую ценность. Впрочем, судить Вам — Интернет-читателям… К тому же бывает, что позже ранее неопубликованные вещи всё-таки находят дорогу к читателю. Но пусть они и здесь останутся, так будет интереснее. Наверно…


  1. Мугри-эби, Алтынбикэ и Абаевы
  2. Версия статьи о Мавлид-ан-Наби   (формат JPG)
  3. Пост в Шавваль – обязанность или сунна?
  4. Стих о стихах (Разиль Валиев)
  5. О реке Лея и не только
  6. Сабит ибн Зута — пример благочестия
  7. Из рассказов дяди Наиля Барамыкова
  8. 100 лет Сасовской библиотеке
  9. Слово имаму: любимые калами (слова) Аллаhа

1. Мугри-эби, Алтынбикэ и Абаевы

История начинается в 1920-е годы. Дом Мугри-эби (Мөгри-әби) в Бастанове находился где-то между нынешними домом Рашита Алиевича Енилеева и домом Рузии Рустамовны Сименеевой. Дочь Мугри-эби — Алтынбикэ (Алтынбикә) — вышла замуж за революционера (сына бастановского имама Мухамеджана-хазрата) Абдуллу Абаева по прозвищу «Горбун». Брат Абдуллы работал на часовом заводе в г.Чистополе (Татарстан), а их сестра была замужем за профессором-евреем (в Москве или в Казани /?/).

Во время раскулачивания, возможно, благодаря «Горбуну», а возможно и нет, семье Абаевых удалось перебраться в Казань, где они построили на берегу озера Верхний Кабан деревянный дом. Когда Алтынбикэ приезжала в Бастаново к матери (Мугри-эби), она часто заходила также и к Зайде Алимовне Барамыковой (1909-1998). По рассказу сына Зайды-эби, Мухтара Фатеховича Барамыкова (1934-2015) мать просила во время увольнения (тот служил в армии именно в Казани) сходить в город в семью Алтынбикэ. Дом, где жили Абаевы, знала Ашряф (Сираҗи Әшрәфе), уроженка Бастанова, жившая тогда в Казани. Вот с ней они и ходили на Верхний Кабан к Абаевым. Это было где-то в 1956-57 гг. Знаем также, что замужем за одним из сыновей Абаевых была тётя Фариды Лотфулловны Шарифуллиной, ныне кандидата исторических наук, известной своими трудами по касимовским татарам (она — дочь народного художника РСФСР Лотфуллы Абдульменовича Фаттахова). Ну так вот: тогда молодой солдат Мухтар застал маленького Рустама — внука Алтынбикэ — у них, и очень удивился довольно прохладному отношению к внуку и невесте (Наиле) со стороны Алтынбикэ и семьи. Неудивительно, что молодая семья с маленьким сыном вскоре распалась. Об этом мы узнали много позже по рассказу Фариды Лотфулловны в сентябре 2015 г. во время проведения мероприятий по 500-летию Бастанова (она приезжала в качестве почетного гостя и как соавтор — совместно с А.А. Девликамовым — книги о Бастанове). А неудавшийся казанский зять, отец Рустама (Фарит?), впоследствии женился, по слухам, на молдаванке и уехал на родину жены, куда-то под Тирасполь…

Вообще, у Абаевых было трое сыновей. Казбек работал на Чукотке начальником радиоцентра. Летчик Марат был в другом конце СССР — в Кушке, в Средней Азии. Позже уезжал к Казбеку на Чукотку же. Другой информации нет. Кроме того, что у Абаевых родственников в Бастанове не осталось. Потомки Абаевых живут в Татарстане, однако, как сетовала Л.Ф.Шарифуллина, после смерти Абдуллы-бабая молодежь историей рода не интересуются, увы. Абдулла и Алтынбикэ Абаевы похоронены в Казани.

Рустам Абаев, несмотря на то, что его поездка в Бастаново в 2015-м сорвалась, со слов Фариды-ханым, надеется когда-нибудь попасть на родину деда. Примерное место на нынешней Молодежной улице, где когда-то располагался дом Абаевых, известно. Хотя, разумеется, главное не в этом…

2. Версия статьи о Мавлид-ан-Наби   (формат JPG)

3. Пост в Шавваль – обязанность или сунна?

6-дневный пост в месяц шавваль добровольный и является сунной пророка Мухаммада (с.а.в). В какие дни держать пост? 6 дней поста можно держать в любой день месяца шавваль, кроме первого. Первый день шавваля (в 2018 г. — это было 15 июня) совпадает с праздником Ид аль-Фитр, поэтому поститься в этот день нельзя. Необязательно держать пост шесть дней подряд. Непрерывность не является условием для соблюдения этого поста. Постился ли человек день за днем или в разные дни, главное — намерение. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести. И если верующий в силу уважительных причин пропустил несколько дней поста в Рамадан, он может держать шесть дней поста в шавваль, восполнив их после до наступления следующего рамадана… (из статьи Сайды Хайат: https://islam-today.ru/veroucenie/vse-o-6-dnevnom-poste-v-mesac-savval/)

 

4. Стих о стихах

Разил Вәлиев — Шигырь

Сергей Есенинга ияреп

Тып-тын торам, чакырмыйм да инде,
Эзләмим дә җуйган сүземне.
Чакырмыйча килгән күз яшедәй
Килсен миңа бүген ул үзе.

Көтмәгәндә килсен күңелемә,
Һәм кәгазьгә төшсен соңыннан.
Сөендереп, ишек шакымыйча,
Килеп кергән якын дус сыман.


Разиль Исмагилович Валеев (тат. Разил Исмәгыйль улы Вәлиев, 1947) — общественный и государственный деятель Татарстана, татарский писатель, поэт, депутат Госсовета РТ.

5. О реке Лея и не только

Наша газета называется «На берегах Леи». Действительно, река Лея делит село Бастаново на две части. А что мы знаем о нашей реке, на берегах которой стоит уже не одну сотню лет наше село?

Река Лея, правый приток реки Цна — небольшая, длиной всего около 24 км. Всё ее течение находится в Сасовском районе: беря начало в урочище Кордон Залейный (что в 17-м квартале Кустарёвского лесничества Сасовского лесхоза, между деревнями Красный Яр и Кузьминка), течет, в основном, в северо-западном направлении, впадает в реку Цна, а ее устье находится у поселка Новое Амесьево. Бассейн реки оценивается в 130 кв.км (речной бассейн р.Ока, подбассейн р.Мокша). Ширина реки небольшая, максимальная — 20 м (?!).

Река Лея Сасовского района Рязанской области

Через какие населенные пункты она протекает? Места, откуда исходит Лея болотистые почти до деревни Трудолюбовка (167 жителей на 2010 г.), но река сама ее обходит в 2 км.

Затем она заходит в п.Красный Яр (Трудолюбовское с.п.; проживает 9 чел. по данным 2010 г.), после чего строго в северном направлении идет в п.Новые выселки (8 чел. на 2010 г.) того же Трудолюбовского с.п. Шоссейная дорога с мостом через Лею проходит как раз перед Новыми выселками. В пределах поселка Лея образует два безымянных озерца.
Что интересно: именно в этих местах к Лее с правой стороны присоединяется ее единственный приток — безымянный ручей. Последний течет и по селу Поляки-Майданы (некогда крупное село, сейчас (2010) — 33 жит.). Небольшое проточное, почти круглое озеро Морской Глаз, через которое собственно и протекает этот самый ручей в Поляках — можно сказать, некие достопримечательности села.
Покидая Новые выселки, река Лея заворачивает уже на северо-восток.
Следующий населенный пункт, находящийся на р.Лея — это поселок Лейный (первоначально н.п. назывался по производственному объекту — поселок центрального отделения совхоза им. Клары Цеткин, но Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 янв. 1966 г. был переименован в поселок Лейный). В 2010 году в нем проживало всего 6 чел.
Далее мы видим, наконец, Лею в Бастанове и ее живописные берега, достойные отдельного рассказа.
За бастановским лесом Лея вновь поворачивается на север в сторону д.Н.Амесьево (5 жит. на 2010 г.), за которой втекает в Цну, образуя некую дельту.
Мосты через Лею есть (кроме упомянутого в Новых выселках) у Лейного, у Красного Яра, а также в Бастанове.
Резонный вопрос: что означает слово «Лея»? Ответ довольно прост: гидроним Лея имеет финно-угорское происхождение, будучи образованным от мордовского (мокшанского) лей, ляй «река, речка», реже «овраг». [Ведомости Верховного Совета РСФСР. —1966. —№2. — С. 21; Панин Н.И. О древнемордовских границах по некоторым данным гидронимии // Учен. зап. / Ряз. гос. пед. ин-т. — Рязань, 1972. — Т. 114: Вопросы грамматики и лексикологии русского языка — С. 200; Мурзин?? — С. 339; Бабурин А.В., Никольский А.А. Лейный (происхождение назв.)//Ряз. энцикл. — Т. 3. — С. 287]
Таким образом, имя реке (как бы) дали древние финно-угорские племена, проживавшие до прихода славян и татар в наши места.
Надо сказать, что и в нынешней Республике Мордовии также много географических названий с корнем «лей/ляй». Например, Картлей — русское село в Кадошкинском районе, Ирцедь ляй (Ирсеть) — мордовское село в Старошайговском районе, река Татарвеленьлей в Ичалковском районе РМ. Кстати, «Татарвеленьлей» в переводе с мордовского — река татарской деревни.
В соседнем Шацком районе Рязанской области имеется село Шевырляй, а рядом с ним — река Кашеляй (попутно заметим, что это когда-то были земли крещеных татарских князей Кугушевых).

6. Сабит ибн Зута — пример благочестия

Тәкъвалык, диндарлык, тәуфыклылык / Благочестие — начало начал

Как известно, мы придерживаемся религии ислам суннитского толка. Помимо этого, существуют четыре богословско-правоведческие школы (масhаба) внутри суннизма. Мы подчиняемся т.н. ханафитскому масhабу по имени его основателя — великого имама Абу Хани́фы [Абу́ Хани́фа ан-Ну’ма́н ибн Са́бит аль-Ку́фи — исламский бого-слов, факих и мухаддис, основатель и эпоним одной из четырёх суннитских правоведческих школ — ханафитского мазhаба]. Мы впоследствии постараемся о нем рассказать. Сегодня же речь о его отце.

Отец имама аль-Азама (великого имама) Абу Хани́фы — Са́бит ибн Зута (рахматулЛаhи алейhи) с раннего возраста был высоконравственным, благочестивым, лицо его было светлым. Он был очень образованным, аскетичным и праведным. Однажды на берегу ручья он брал омовение. В воде он увидел яблоко и, чтобы оно не сгнило в воде, достал его и съел. Однако в слюне он увидел кровь. До этого момента с ним не происходило ничего подобного, и он предположил, что кровь в слюне появилась из-за яблока. Он пожалел, что съел это яблоко. Он пошел по берегу ручья, чтобы найти хозяина яблока и попросить у него прощения за то, что съел его без разрешения. Наконец он увидел яблоневый сад, яблоки которого были похожи на съеденное им яблоко. Он расспросил о хозяине этого сада. Ему ответили, что хозяин сада довольно великодушный человек и ничего не скажет не то, что за одно яблоко, а даже за все собранные и отправленные яблоки с яблони. Несмотря на это, он нашел владельца сада и объяснил ему о произошедшем и попросил, чтобы он либо взял деньги, либо простил его. Владелец сада был удивлен поведением юноши и чтобы проверить его, что он действительно благочестивый сказал следующее: — Что ты дашь за съеденное яблоко? — Золото, серебро — отдам, что у меня есть. — Я не желаю ни золота ни серебра, но если ты не хочешь, чтобы в Судный день я не был истцом в отношении тебя, то тебе необходимо принять мое предложение. — Что за предложение? — Если ты это сделаешь, скажу. — Если это не противоречит исламу, сделаю. — У меня есть слепая, глухая, немая дочка. Если ты согласишься взять её в жены, я прощу тебя. Хазрат Са́бит согласился на это предложение ради того, чтобы в судный день не быть наказанным за право другого. Завершилась подготовка к свадьбе. Как только Са́бит-хазрат зашел в комнату невесты в первую брачную ночь, то тут же выбежал оттуда. Он побежал к тестю и сказал: «О мой господин, произошла какая-то ошибка. Там нет девушки, описанной вами, а совсем противоположность этому!» Тесть, улыбаясь, сказал: «Cын мой, это моя дочка и твоя законная супруга. Я сказал тебе, что она слепая, потому что она никогда не видела харама. Сказал, что она глухая, потому что она никогда не слышала харама. Сказал, что она немая, потому что, никогда не говорила о запретном. Сказал, что она калека, потому что никогда не совершала харам. Иди к своей законной жене. Пусть Аллаh благословит вас и сделает вас счастливыми!». Вот от такого брака, то есть от таких родителей, и родился имам аль-Азам Абу Хани́фа.

7. Из рассказов дяди Наиля Барамыкова

Бер вакытны эшли идек бетонщик булып авиагородокта. Безнең бригадада Мишaкoв Юра да иде. Ул Бураштан (Барашево). Аның атасы директор совхоза була. Ул, кыйнап, хатынын үтерә. Аны утырталар төрмәгә. Юраның 2 апасы була, алар аталарыннан калган бар байлыкны үзләренә алалар, энеләренә ни дә бирмичә. Юра килде дә, Рөcтәм абзый (Симeнeeв) янына барып: “Мине яклап бара (заступиться) алмассыңмы икән?”, ди. Рөcтәм Алиeвич: “Ярый, барырбыз”, ди. Баргач, ул Барашевода бер-ике көн тора. Аннан килеп, әйтә: “Всё. Тәртип салдык”, ди. Менә шулай итеп, Рөстәм абзый кешеләрне дөрес юлга кайтарган (ничектер 🙂 )…

 

8. 100 лет Сасовской библиотеке

19 ноября 2019 г. в читальном зале Сасовской центральной библиотеки на Ленина, 40 при большом стечении народа отметили юбилей замечательного учреждения — ныне называемой Сасовской централизованной библиотечной системой им. А.С.Новикова-Прибоя, при которой находится и краеведческий центр имени философа-футуролога Н.Ф.Фёдорова (уроженца д.Ключи нашего района). Общедоступная библиотека была создана на заре советской власти и всегда была в передних рядах культурной жизни города и региона. Среди высоких гостей праздника были: директор Рязанской универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького Н.Н.Гришина, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН А.Г.Га́чева (г.Москва) и др. Кроме них, приехали и дочь советского писателя-мариниста Алексея Силыча Новикова-Прибоя, уроженца с. Матвеевское (ныне нашего района) — Ирина Алексеевна и его внук — Алексей Игоревич. Позже, вечером состоялся круглый стол с участием представителей интелллегенции города, района и гостей.

Надо отметить, что село Бастаново тоже не стояло в стороне от библиотечного движения. Нам точно известно, что в 1928-29 гг. сельской избой-читальней заведовал молодой комсомолец Амин Халилович Тынчеров, который впоследствии, как мы знаем, достиг больших успехов в политической и военной карьере.

Мы поздравляем и Разию Камиловну Канееву, нашего нынешнего сельского биб-лиотекаря, с юбилеем Сасовской ЦБС, куда входит и Бастановская библиотека. Мы надеемся, что трудные времена для нашей библиотеки скоро пройдут.

 

9. Слово имаму: любимые калами (слова) Аллаhа

Хвала Аллаhу, Господу миров, за Его милость и благодеяние! Он сотворил нас и даровал нам удел. Я свидетельствую, что нет божества́, кроме Одного лишь Аллаhа, у Которого нет сотоварищей, произнося это свидетельство языком и веруя в Него сердцем. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Он указал нам на всякое благо и предостерёг нас от всякого зла. Да благословит Аллаh и приветствует его самого, его семью и сподвижников, и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния! Дорогие братья и сёстры! Бойтесь Аллаhа и держитесь за Его веру, и будьте партией Аллаhа!

Всевышний Аллаh сказал: «Если они считают Аллаhа, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь партию Аллаhа непременно окажутся победителями» (Коран, 5:56).

Любимые калами Аллаhа: «СубханалЛаhи вальҳамдулилЛаhи ва ла илаhа иллалЛаhу, валЛаhу акбар» (Аллаh чист, восхваление только лишь Ему, поклонение только Ему. Аллаh велик!).

Самые любимые калами Аллаhа — их четыре: СубханалЛаh, АльҳамдулилЛаh, Лаа илаhа иллалЛаh, Аллаhу Акбар! Кроме этих слов у Аллаhа нет других самых любимых.
Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «За каждый сказанный Тасбех, Такбир, Таhлид, Таhлил — даётся садака саваб (вознаграждение милостыни).
1. Тасбех — «СубханалЛаh»
2. Такбир — «Аллаhу Акбар»
3. Таhлид — «АльҳамдудилЛаh»
4. Таhлил — «Лаа илаhа иллалЛаh»

Пророк (с.а.в.) сказал: «Совершайте добрые деяния, которые остаются вечно», тогда сподвижники спросили: «Что это может быть?». В ответ Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Это — “СубханалЛаh”, “АльхамдулилЛаh”, “Лаа илаhа иллалЛаh”, “Аллаhу Акбар!”, “Лаа хавла валаа куввата илла билЛаh”».

Абу Хурайра (р.а.) передавал, что Пророк (с.а.в.) об этих каламах сказал так: «Возьмите свои боевые щиты». Сподвижники: «О Посланник Аллаhа! Враг появился что ли? ». Тогда Посланник Аллаhа сказал: «Нет, врага нет. Только возьмите щиты, защищающие от огня Ада, и чтобы опасаться от огня, говорите следующие: “СубханалЛаhи вальҳамдулилЛаhи ва ла илаhа иллалЛаhу, валЛаhу акбар!” Потому что эти священные калами в Судный День — ваш обороняющий барьер спереди и сзади. Эти калами, вечно остающиеся с вами, добрые деяния и савабы!..».
Пророк Мухаммад (с.а.в.), подходя к высохшему дереву, ударил его, и высохшие листья с дерева посыпались. Тогда Расули акрам (с.а.в.) сказал: «Без сомнения, как посыпались листья от этого дерева, посыпятся все грехи сказавшего “АльҳамдулилЛаh, СубханалЛаh», лаа илаhа иллалЛаhу валЛаhу Акбар!” ».

В других передаваемых хадисах: Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Лаа hавла ва лаа куввата илла билЛаh», т.е. эти калами дороже всего мира, даже вместо взятием то, что находится и существует в этом мире».

Ибн Маъсуд (р.а.) передаёт, что Пророк (с.а.в.) сказал: «В Мирадже я встретился с Ибраhимом (а.с.). Он мне сказал: “О Мухаммад! Своей умме (умматам) передай от меня привет и скажи им: “Земля Рая чиста, вода сладкая. Посеваемые там семена “СубханалЛаh, АльҳамдулилЛаh, лаа илаhа иллалЛаh, валЛаhу Акбар!”» (ат-Тирмизи).

Пророк (с.а.в.) сказал: «Рекомендую вам произносить Тасбеh, Таhлил, Такбир. Когда их произносите, считайте с помощью своих пальцев, потому что в Судный День пальцы будут допрошены о проделанном деянии, они скажут обо всём!..» (ат-Тирмизи, Абу Давуд).

Абу Дардо (р.а.) передал: «РасулулЛаh (с.а.в.) говорил ему: “Эй Абу Дардо! Сделай дуа. “СубханалЛаhу, вальҳамдулилЛаhи ва лаа илаhа иллалЛаhу, валЛаhу акбар”. Потому, что эти дуа и зикры — вечно остающиеся деяния и савабы. Как листья деревьев высыпаются, так они высыпают грехи человека. Они клады Җанната (Рая)».
Пророк (с.а.в.) об этих каламах еще сказал следующее: «Они — СубханалЛаh, Лаа илаhа иллалЛаh, АльҳамдулилЛаh, т.е. эти калами напоминают величие (величество) Всевышнего Аллаhа. Они голосом, похожим голосу пчелы, будут кружиться вокруг Арша, напоминая своих, т.е. тех людей, кто постоянно говорил эти калами… Разве каждый из нас не хотел бы, чтобы было так?».

Два калама — любимые калами Аллаhа — это «СубханалЛаhи ва биҳамдиhи», «СубханалЛаhил ‘Азийм». Субхан — Вседостаточный, Ненуждающийся
Ҳамд — Восхваление Его, поклонение Ему всего творения…

В одном из переданных аль-Бухари хадисов РасулулЛаh (с.а.в.) сказал: «Эти два калами на языке легчи т.е. говорит легче, но на весы тяжелей и для Аллаhа любимые…».

Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Если кто каждый день по сто раз читает тасбех ”СубханалЛаh ва биҳамдиhи” — грехи у него даже будет столько, сколько пены в море — Аллаh субхана ва Та’аля прощает всё» (аль-Бухари, Муслим).

Однажды один человек подошел к Пророку (с.а.в.) и пожаловался, что у него неприятности, что мир от него отвернулся, богатство пошло на убыль. Пророк (с.а.в.) рекомендовал ему между фадҗр (утренним) намазом и восходом солнца говорить 100 (сто) раз «СубханалЛаhи ва биҳамдиhи. СубханалЛаhи азийм. АстағфирулЛаh» (от Мустағфирий Ибн Умара).

Дорогие братья и сёстры, единоверцы! Всегда будьте богобоязненными! Остерегайтесь от недозволенного (харам) и делайте больше добро, стремитесь к знанию и поклоняйтесь Единому Творцу нашему — Аллаhу Табарака ва Та’аля.
Давайте вместе обращаемся ко Всевышнему Аллаhу с просьбой даровать всем нам Его милость, мудрость и терпение! И просим у Него сделать так, чтобы Он был доволен нами и нашими деяниями! Госпо́дь наш! Сделай нас смирившимися с волей Твоей и из нашего потомства — общину, смирившуюся с волей Твоей. Аминь! Да благословит Аллаh и приветствует многократным приветствием нашего любимого Пророка Мухаммада (с.а.в.), его общину, его превосходных сподвижников. Аминь! Йа Рабб аль-‘алямиин!