Из неопубликованного в газете

В силу разных причин иногда некоторые с виду готовые материалы в итоге не попадают в окончательную (бумажную) версию номера. Но с точки зрения информативности они нередко представляют некоторую ценность. Впрочем, судить Вам — Интернет-читателям…


  1. Мугри-эби, Алтынбикэ и Абаевы
  2. Версия статьи о Мавлид-ан-Наби   (формат JPG)
  3. Пост в Шавваль – обязанность или сунна?
  4. Стих о стихах (Разиль Валиев)
  5. О реке Лея и не только
  6. Сабит ибн Зута — пример благочестия
  7. Из рассказов дяди Наиля Барамыкова

1. Мугри-эби, Алтынбикэ и Абаевы

История начинается в 1920-е годы. Дом Мугри-эби (Мөгри-әби) в Бастанове находился где-то между нынешними домом Рашита Алиевича Енилеева и домом Рузии Рустамовны Сименеевой. Дочь Мугри-эби — Алтынбикэ (Алтынбикә) — вышла замуж за революционера (сына бастановского имама Мухамеджана-хазрата) Абдуллу Абаева по прозвищу «Горбун». Брат Абдуллы работал на часовом заводе в г.Чистополе (Татарстан), а их сестра была замужем за профессором-евреем (в Москве или в Казани /?/).

Во время раскулачивания, возможно, благодаря «Горбуну», а возможно и нет, семье Абаевых удалось перебраться в Казань, где они построили на берегу озера Верхний Кабан деревянный дом. Когда Алтынбикэ приезжала в Бастаново к матери (Мугри-эби), она часто заходила также и к Зайде Алимовне Барамыковой (1909-1998). По рассказу сына Зайды-эби, Мухтара Фатеховича Барамыкова (1934-2015) мать просила во время увольнения (тот служил в армии именно в Казани) сходить в город в семью Алтынбикэ. Дом, где жили Абаевы, знала Ашряф (Сираҗи Әшрәфе), уроженка Бастанова, жившая тогда в Казани. Вот с ней они и ходили на Верхний Кабан к Абаевым. Это было где-то в 1956-57 гг. Знаем также, что замужем за одним из сыновей Абаевых была тётя Фариды Лотфулловны Шарифуллиной, ныне кандидата исторических наук, известной своими трудами по касимовским татарам (она — дочь народного художника РСФСР Лотфуллы Абдульменовича Фаттахова). Ну так вот: тогда молодой солдат Мухтар застал маленького Рустама — внука Алтынбикэ — у них, и очень удивился довольно прохладному отношению к внуку и невесте (Наиле) со стороны Алтынбикэ и семьи. Неудивительно, что молодая семья с маленьким сыном вскоре распалась. Об этом мы узнали много позже по рассказу Фариды Лотфулловны в сентябре 2015 г. во время проведения мероприятий по 500-летию Бастанова (она приезжала в качестве почетного гостя и как соавтор — совместно с А.А. Девликамовым — книги о Бастанове). А неудавшийся казанский зять, отец Рустама (Фарит?), впоследствии женился, по слухам, на молдаванке и уехал на родину жены, куда-то под Тирасполь…

Вообще, у Абаевых было трое сыновей. Казбек работал на Чукотке начальником радиоцентра. Летчик Марат был в другом конце СССР — в Кушке, в Средней Азии. Позже уезжал к Казбеку на Чукотку же. Другой информации нет. Кроме того, что у Абаевых родственников в Бастанове не осталось. Потомки Абаевых живут в Татарстане, однако, как сетовала Л.Ф.Шарифуллина, после смерти Абдуллы-бабая молодежь историей рода не интересуются, увы. Абдулла и Алтынбикэ Абаевы похоронены в Казани.

Рустам Абаев, несмотря на то, что его поездка в Бастаново в 2015-м сорвалась, со слов Фариды-ханым, надеется когда-нибудь попасть на родину деда. Примерное место на нынешней Молодежной улице, где когда-то располагался дом Абаевых, известно. Хотя, разумеется, главное не в этом…

2. Версия статьи о Мавлид-ан-Наби   (формат JPG)

3. Пост в Шавваль – обязанность или сунна?

6-дневный пост в месяц шавваль добровольный и является сунной пророка Мухаммада (с.а.в). В какие дни держать пост? 6 дней поста можно держать в любой день месяца шавваль, кроме первого. Первый день шавваля (в 2018 г. — это было 15 июня) совпадает с праздником Ид аль-Фитр, поэтому поститься в этот день нельзя. Необязательно держать пост шесть дней подряд. Непрерывность не является условием для соблюдения этого поста. Постился ли человек день за днем или в разные дни, главное — намерение. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести. И если верующий в силу уважительных причин пропустил несколько дней поста в Рамадан, он может держать шесть дней поста в шавваль, восполнив их после до наступления следующего рамадана… (из статьи Сайды Хайат: https://islam-today.ru/veroucenie/vse-o-6-dnevnom-poste-v-mesac-savval/)

 

4. Стих о стихах

Разил Вәлиев — Шигырь

Сергей Есенинга ияреп

Тып-тын торам, чакырмыйм да инде,
Эзләмим дә җуйган сүземне.
Чакырмыйча килгән күз яшедәй
Килсен миңа бүген ул үзе.

Көтмәгәндә килсен күңелемә,
Һәм кәгазьгә төшсен соңыннан.
Сөендереп, ишек шакымыйча,
Килеп кергән якын дус сыман.


Разиль Исмагилович Валеев (тат. Разил Исмәгыйль улы Вәлиев, 1947) — общественный и государственный деятель Татарстана, татарский писатель, поэт, депутат Госсовета РТ.

5. О реке Лея и не только

Наша газета называется «На берегах Леи». Действительно, река Лея делит село Бастаново на две части. А что мы знаем о нашей реке, на берегах которой стоит уже не одну сотню лет наше село?

Река Лея, правый приток реки Цна — небольшая, длиной всего около 24 км. Всё ее течение находится в Сасовском районе: беря начало в урочище Кордон Залейный (что в 17-м квартале Кустарёвского лесничества Сасовского лесхоза, между деревнями Красный Яр и Кузьминка), течет, в основном, в северо-западном направлении, впадает в реку Цна, а ее устье находится у поселка Новое Амесьево. Бассейн реки оценивается в 130 кв.км (речной бассейн р.Ока, подбассейн р.Мокша). Ширина реки небольшая, максимальная — 20 м (?!).

Река Лея Сасовского района Рязанской области

Через какие населенные пункты она протекает? Места, откуда исходит Лея болотистые почти до деревни Трудолюбовка (167 жителей на 2010 г.), но река сама ее обходит в 2 км.

Затем она заходит в п.Красный Яр (Трудолюбовское с.п.; проживает 9 чел. по данным 2010 г.), после чего строго в северном направлении идет в п.Новые выселки (8 чел. на 2010 г.) того же Трудолюбовского с.п. Шоссейная дорога с мостом через Лею проходит как раз перед Новыми выселками. В пределах поселка Лея образует два безымянных озерца.
Что интересно: именно в этих местах к Лее с правой стороны присоединяется ее единственный приток — безымянный ручей. Последний течет и по селу Поляки-Майданы (некогда крупное село, сейчас (2010) — 33 жит.). Небольшое проточное, почти круглое озеро Морской Глаз, через которое собственно и протекает этот самый ручей в Поляках — можно сказать, некие достопримечательности села.
Покидая Новые выселки, река Лея заворачивает уже на северо-восток.
Следующий населенный пункт, находящийся на р.Лея — это поселок Лейный (первоначально н.п. назывался по производственному объекту — поселок центрального отделения совхоза им. Клары Цеткин, но Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 янв. 1966 г. был переименован в поселок Лейный). В 2010 году в нем проживало всего 6 чел.
Далее мы видим, наконец, Лею в Бастанове и ее живописные берега, достойные отдельного рассказа.
За бастановским лесом Лея вновь поворачивается на север в сторону д.Н.Амесьево (5 жит. на 2010 г.), за которой втекает в Цну, образуя некую дельту.
Мосты через Лею есть (кроме упомянутого в Новых выселках) у Лейного, у Красного Яра, а также в Бастанове.
Резонный вопрос: что означает слово «Лея»? Ответ довольно прост: гидроним Лея имеет финно-угорское происхождение, будучи образованным от мордовского (мокшанского) лей, ляй «река, речка», реже «овраг». [Ведомости Верховного Совета РСФСР. —1966. —№2. — С. 21; Панин Н.И. О древнемордовских границах по некоторым данным гидронимии // Учен. зап. / Ряз. гос. пед. ин-т. — Рязань, 1972. — Т. 114: Вопросы грамматики и лексикологии русского языка — С. 200; Мурзин?? — С. 339; Бабурин А.В., Никольский А.А. Лейный (происхождение назв.)//Ряз. энцикл. — Т. 3. — С. 287]
Таким образом, имя реке (как бы) дали древние финно-угорские племена, проживавшие до прихода славян и татар в наши места.
Надо сказать, что и в нынешней Республике Мордовии также много географических названий с корнем «лей/ляй». Например, Картлей — русское село в Кадошкинском районе, Ирцедь ляй (Ирсеть) — мордовское село в Старошайговском районе, река Татарвеленьлей в Ичалковском районе РМ. Кстати, «Татарвеленьлей» в переводе с мордовского — река татарской деревни.
В соседнем Шацком районе Рязанской области имеется село Шевырляй, а рядом с ним — река Кашеляй (попутно заметим, что это когда-то были земли крещеных татарских князей Кугушевых).

6. Сабит ибн Зута — пример благочестия

Тәкъвалык, диндарлык, тәуфыклылык / Благочестие — начало начал

Как известно, мы придерживаемся религии ислам суннитского толка. Помимо этого, существуют четыре богословско-правоведческие школы (масhаба) внутри суннизма. Мы подчиняемся т.н. ханафитскому масhабу по имени его основателя — великого имама Абу Хани́фы [Абу́ Хани́фа ан-Ну’ма́н ибн Са́бит аль-Ку́фи — исламский бого-слов, факих и мухаддис, основатель и эпоним одной из четырёх суннитских правоведческих школ — ханафитского мазhаба]. Мы впоследствии постараемся о нем рассказать. Сегодня же речь о его отце.

Отец имама аль-Азама (великого имама) Абу Хани́фы — Са́бит ибн Зута (рахматулЛаhи алейhи) с раннего возраста был высоконравственным, благочестивым, лицо его было светлым. Он был очень образованным, аскетичным и праведным. Однажды на берегу ручья он брал омовение. В воде он увидел яблоко и, чтобы оно не сгнило в воде, достал его и съел. Однако в слюне он увидел кровь. До этого момента с ним не происходило ничего подобного, и он предположил, что кровь в слюне появилась из-за яблока. Он пожалел, что съел это яблоко. Он пошел по берегу ручья, чтобы найти хозяина яблока и попросить у него прощения за то, что съел его без разрешения. Наконец он увидел яблоневый сад, яблоки которого были похожи на съеденное им яблоко. Он расспросил о хозяине этого сада. Ему ответили, что хозяин сада довольно великодушный человек и ничего не скажет не то, что за одно яблоко, а даже за все собранные и отправленные яблоки с яблони. Несмотря на это, он нашел владельца сада и объяснил ему о произошедшем и попросил, чтобы он либо взял деньги, либо простил его. Владелец сада был удивлен поведением юноши и чтобы проверить его, что он действительно благочестивый сказал следующее: — Что ты дашь за съеденное яблоко? — Золото, серебро — отдам, что у меня есть. — Я не желаю ни золота ни серебра, но если ты не хочешь, чтобы в Судный день я не был истцом в отношении тебя, то тебе необходимо принять мое предложение. — Что за предложение? — Если ты это сделаешь, скажу. — Если это не противоречит исламу, сделаю. — У меня есть слепая, глухая, немая дочка. Если ты согласишься взять её в жены, я прощу тебя. Хазрат Са́бит согласился на это предложение ради того, чтобы в судный день не быть наказанным за право другого. Завершилась подготовка к свадьбе. Как только Са́бит-хазрат зашел в комнату невесты в первую брачную ночь, то тут же выбежал оттуда. Он побежал к тестю и сказал: «О мой господин, произошла какая-то ошибка. Там нет девушки, описанной вами, а совсем противоположность этому!» Тесть, улыбаясь, сказал: «Cын мой, это моя дочка и твоя законная супруга. Я сказал тебе, что она слепая, потому что она никогда не видела харама. Сказал, что она глухая, потому что она никогда не слышала харама. Сказал, что она немая, потому что, никогда не говорила о запретном. Сказал, что она калека, потому что никогда не совершала харам. Иди к своей законной жене. Пусть Аллаh благословит вас и сделает вас счастливыми!». Вот от такого брака, то есть от таких родителей, и родился имам аль-Азам Абу Хани́фа.

7. Из рассказов дяди Наиля Барамыкова

Хәтерләсәгез, бар иде авылда Рәхим абзый Тaхтaгaнов (соңрак «Шкурник» кушаматлы). Ул эшли иде завхоз булып МТС-та (Бустан МТС-ында). Юллар бик юк иде, кышын директорны атта йөретәләр иде, алашада. Менә ул алып китә МТС директорын (Кoлчeв фамилияле иде) Сасовога. Сенцовкада кемдер чыга, алар янына утырмага кели. Рәхим: «Кая утырмага урын юк», ди. Теге урысның: «А-а, тaтaрская мoрда…», диюе җитә кала: Рәхим абзый атны туктата, бүреген тоттыра да Колчевка, аттан төшә. Урыс янына килеп, башы белән тегене «сөзеп» екмасынмы! Урыс ага, аптырап: «Бакчы, мин аның андый здоровый икәнен белми идем», дип, зарлана мескен.

Бер вакытны эшли идек бетонщик булып авиагородокта. Безнең бригадада Мишaкoв Юра да иде. Ул Бураштан (Барашево). Аның атасы директор совхоза була. Ул, кыйнап, хатынын үтерә. Аны утырталар төрмәгә. Юраның 2 апасы була, алар аталарыннан калган бар байлыкны үзләренә алалар, энеләренә ни дә бирмичә. Юра килде дә, Рөcтәм абзый (Симeнeeв) янына барып: “Мине яклап бара (заступиться) алмассыңмы икән?”, ди. Рөcтәм Алиeвич: “Ярый, барырбыз”, ди. Баргач, ул Барашевода бер-ике көн тора. Аннан килеп, әйтә: “Всё. Тәртип салдык”, ди. Менә шулай итеп, Рөстәм абзый кешеләрне дөрес юлга кайтарган (ничектер 🙂 )…