Конкурс фотографий «Атларыбыз» (Наши лошади)

лого4

В данной галерее размещены присланные нашими читателями для участия в конкурсе фотографии, где бастановцы и родственники изображены с лошадьми. Миниатюры фотографий — по 21-ой на одной странице. Щелчок мышью по миниатюре — и вы в режиме просмотра оригиналов (а там можно «крутить» вперед-назад, но в пределах одной страницы). Не забывайте, что есть и другие страницы галереи (переход по цифрам внизу или по «треугольничкам» вперед-назад) — и тоже не более, чем по 21-му снимку.



Лошадь, как много в этом слове…

Какой татарский мальчишка хотя бы раз не катался верхом на лошади? Ну, если не верхом, то — на арбе? Если только он ни разу в деревни не был…

Мы все можем запрячь лошадь. Ну, по крайней мере, представляем, как это сделать.
Татарскую деревню невозможно представить без лошади. Даже больше — татарский народ не отделим от лошади. Конь издревле является одним из исторических символов татарской культуры. Жизнь тюркоязычных народов всегда была связана с лошадьми.

Как писал один из самых выдающихся писателей средневековой арабской литературы Абу Усман аль-Джахиза:«Если бы ты изучил длительность жизни тюрка и сосчитал дни ее, то нашел бы, что он сидел на спине лошади больше, чем на поверхности земли…»

Конь для тюрков, а значит и для татар, был всем. На войну — на коне, по хозяйству без лошади тоже никак. Кочевой образ жизни предполагал наличие лошадей. Разведение скота, уход за ним, тоже без лошади невозможен. Охота на равнинных просторах, торговля, почта, извоз…

Многие татарские поселения жили за счёт извоза. Извоз в городах, составлял лишь маленькую долю от грузовых, почтовых и пассажирских перевозок по всей России и за её пределами. Их обеспечивали наши предки.

Вот например, село Татарская Пишля в соседней Мордовии. Доподлинно известно, что до революции одно только это село могло за раз выставить от двух до трёх тысяч подвод! На одну арбу можно погрузить в среднем 500-700 кг. Вот и считайте.

Помните историю с переселением наших земляков в XIX веке в аул Куликово-Копани? Тогда из Бастанова в Ставропольский край ушёл караван из более чем 100 семей. Это как минимум 300 подвод. Но это же только часть села. И если в Татарской Пишле были, скорее всего, упряжные лошади, то в Бастанове должны были быть и верховые.

Наши земляки были из служилых, а татары — это прежде всего кавалерия. Не будем скромничать: в этом деле татары были одними из лучших.

Татарский воин проверяет своего коня / Tartar warrior checking his horse (Guerrier tartare arrêtant son cheval; Un cavalier chinois). Бронзовая скульптура 1845 г.

Татарский воин проверяет своего коня / Tartar warrior checking his horse (Guerrier tartare arrêtant son cheval; Un cavalier chinois). Бронзовая скульптура 1845 г. Местонахождение: Истерн-Паркуэй – Бруклинский музей (Нью-Йорк, США). Автор — Антуан-Луи Бари (Antoine-Louis Barye; 1795 — 1875) — французский скульптор.

Исследования директора Института истории им. Ш.Марджани (г.Казань) Р.С.Хакимова подтверждают тот факт, что «вся конная специализация со всеми ее атрибутами в свое время была заимствована у татар другими народами, как на территории нынешней Европы, так и в Китае». Не зря ведь конный строй у других народов назывался «татарским».

Лошади всегда и везде присутствовали в жизни татарского народа. Гипоаллергенное и практически не содержащее в себе холестерин мясо, целебный и питательный кумыс, лечебный жир, войлок из шерсти, обувь, щиты и сбруя из кожи, знаменитые татарские арканы из конского волоса… Вся жизнь была связана с лошадьми.

Одним из важнейших обрядов у тюрков, был так называемый обряд инициации. Юноша становился полноправным мужчиной только после того, как смог доказать, что отлично владеет лошадью.

Лошадь на татарском (как, впрочем, и на многих из тюркских языков) — «ат». Предполагается, что отсюда и пошло татарское выражение «ат кушу», что означает «нарекать» или «дать имя новорождённому»; отсюда же — «атың ничек?» («как тебя зовут?»)

А татарский фольклор? Лошадь воспета в сказках, легендах, песнях…

Каждый, хотя бы раз, слышал о Аргамаке и Тулпаре. Сегодня Тулпар — это символ федерального Сабантуя, его можно увидеть на гербах Казахстана и Аргаяшского района Челябинской области. Хоккейный клуб в Уфе, улица, стадион, аэроклуб в Казани… Изображение же Аргамака все видят на гербе крупнейшей компании Татарстана — «КамАЗ»…

Как говорится: и в праздник, и в будни…

А какой Сабантуй без скачек? Как говорится в татарских пословицах: «Сабан туе атлыныкы, туй — тунлыныкы» / «Сабантуй того, у кого конь, свадьба того, у кого есть шуба» или «Ат булса мәйдан табыла, ат булмаса мәйдан ябыла» / «Когда есть конь, майдан найдется, а коня нет — майдан закрывается».

Жалко, что всё это постепенно уходит. В Бастанове раньше были свои табуны. Сейчас по всей деревне — несколько голов.

На нашем татарском празднике в скачках татары участия не принимают. Обидно немного. Время ещё есть. Проявляйте активность! Тем более, что оргкоммитет нашего Сабантуя всегда готов особо отметить своих, бастановских наездников. Главное — не победа, а участие!

В подтверждение всего этого представляем фотографии разных лет и мы и объявили конкурс на лучшую фотографию — «АТЛАРЫБЫЗ», где мы или наши дети, внуки или родственники засняты с лошадью. Итоги подведём перед Сабантуем и победителя наградим на нашем празднике. Давайте примем участие, если не в скачках, то хотя бы в нашем фотоконкурсе! Прием фотографий — до 20 июня 2019 г.


Итак. 6 июля 2019 г. на празднике Сабантуй независимое жюри определило призеров конкурса.
Победителями признаны:   <1>  <2>  <3>  (на фото соответственно А.Барамыков, Р.Чикаев и Р.Мухамедьяров). В галерее они имели номера 03, 22 и 41.

Заметим, что в конкурсе участвовали фотографии с 1-го по 54-й номера. Все они (в черно-белой версии) были размещены на баннере 3,5 на 1,5 м под теми же номерами, что и Интернет-галерее.