Случай в лесу

Источник: газета «На берегах Леи», №31 (март 2020 г.)

Рассказывает Адиль Наилевич Барамыков (с.Бастаново)

 


Дело было где-то в 1971 г. Почти каждое лето мы с родителями приезжали в Бастаново. Папа всегда брал отпуск летом, чтобы приехать на родину в сезон сенокоса и помочь бабушке с дедушкой. В те времена всё косили и убирали вручную. Фатех-бабай [Фатех Файзуллович Барамыков — прим. ред.] не был колхозником, которым выделялись специальные места — паи́. Поэтому сено приходилось заготавливать по разного рода неудобьям и лесным опушкам. Мы — внуки, — надо сказать, без должного энтузиазма, но тоже помогали: ворошили, сгребали, собирали сено. Скошенную в лесу траву привозили к дому и раскидывали на земле для просушки. Затем, в течении двух-трёх дней её несколько раз нужно было перевернуть, поворошить. Чтобы хорошо подсохла. А потом собрать сено в копны и убрать на сеновал или сложить в большой стог, а, может быть, и в скирду.

Кстати, небольшое отступление от основной темы. Вопрос: чем стог от скирды отличается? Знаете? Ответ же таков: стог — сложенная из копен и утрамбованная, большая высокая куча сена или соломы, округлой формы, сооруженная для хранения под открытым небом. Стог, вытянутый в виде прямоугольника, называется скирдой. Скирда овальной формы называется омёт

Возвращаясь к нашей теме: мы сено-то ворошили, но на речку с лесом поглядывали. Дети всё же. И поиграть охота, и поплавать, и по грибы-ягоды сходить…

Вот про эти грибы-ягоды и будет речь.

Как я уже говорил, 1971 год. Я закончил 1-й класс и приехал в Бастаново. Приехал раньше родителей, с другой бабушкой — маминой мамой или аникой, как мы с сестрёнкой её звали.

Всё нормально, каникулы. В один день, мои старшие двоюродные сёстры — Гульнара и Гульфия собрались в лес за ягодами. И меня с собой позвали. Поехали на велосипедах. Я ехал с кем-то на раме.

Приехали и стали углубляться в лес. Странно, но я с собой ничего не взял. Ни ведёрка, ни банки. Ну и ладно. Буду просто лакомиться. Ходим, ходим. Вдруг набрели на полянку, усыпанную лисичками. Сёстры мне сказали, чтобы я их собрал и никуда не уходил, а они пройдутся по лесу и вернутся ко мне.

Я собрал все грибы в кучу (ничего же не взял с собой) и жду. Никого.

Сколько времени прошло — не помню, но мне надоело ждать и я решил их найти.

Да, чуть не забыл. Приехал я в лес в шортиках, сандалиях на босу ногу и рубашке с короткими рукавами. Городской!

А куда грибы девать? Не возвращаться же потом!

Снял рубашку и завернул в неё свою добычу. И пошёл в лес. Почти голый.

Иду-иду. Иду-иду… Никого. Кричу-кричу. Бесполезно.

И понял я, что заблудился. Испугался.

Теперь я уже бегал по лесу. Комары, ветки, колючки…

Долго я так метался. Но самое главное — грибы всё время с собой носил. Нет, чтобы рубашку надеть…

Часа три точно плутал. А может быть, и больше.

Выхожу на окраину леса. Мотоцикл с люлькой. Семья какая-то с детьми. Подхожу, спрашиваю: «А где тут Бастаново?»

На меня как-то странно посмотрели и говорят: «Во-о-он видишь на том краю поля деревья?» За тем лесом.

Пошёл полем, дошёл до деревьев. В лес заходить не стал, иду краем. Обошёл, смотрю — дома. Но точно, не бастановские. Недалеко дед какой-то с коровой. У него спрашиваю: «Дедушка! А где тут Бастаново?»

И опять мне на деревья показывают. И опять — за ними. Но зато вышел я на дорогу и пошёл по ней.

А грибы со мной.

Догоняет меня машина. УАЗик, как сейчас помню. Остановились.

Женщина на пассажирском сиденье: «Мальчик, а что это у тебя?»

Я: «Грибы»

Она: «Продай?»

Молчу, в растерянности.

— Тебе куда?

— В Бастаново.

— Ну, садись.

Сел, еду. Тут внизу показалось и родное Бастаново.

Высадили на перекрёстке. Вытряхнули в корзинку мои лисички, сунули мне в руку что-то и уехали.

Смотрю — 50 копеек. Здорово!

Накинул рубашку и счастливый иду к бабушке.

А в деревне все, как говорится, «на ушах».

Ребёнок пропал! Лес прошерстили, в деревню приехали, что сказать анике не знают.

Нужно опять в лес ехать. На поиски.

А тут и я появился.

Исцарапанный, искусанный, но целёхонький.

Да ещё и при деньгах.

Сколько лет прошло, а всё как наяву.

А.Н.Барамыков

 


 

<< Вернуться к разделу 2 живых историй